Ислам в Крыму

Ислам в Крыму

Ислам получил значительное распространение на территории полуострова, его исповедуют около 15 % жителей полуострова. За последние два десятилетия Ислам стал реальным фактором общественной жизни в Крыму. В настоящее время в крымской умме насчитывается около 300 тысяч мусульман, подавляющая часть из которых, крымские татары.

Христианство и ислам в Крыму

Христианство и ислам в Крыму подробно рассмотрен в работах Айдера Булатова, директора Крымского центра исламоведения, кандидата философских наук, религиоведа. Ознакомится с научными трудами можно на сайте http://www.islamsng.com/pastfuture

Вопрос толерантности религий, условий и обстоятельств их взаимодействия, вероятно, никогда не потеряет свою актуальность. Президент России, В.В. Путин справедливо отметил по этому поводу, что «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство… Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы» .

Ислам в Крыму

Ислам в Крыму

Однако, из года в год, вопрос границ толерантности таких религий, как христианство и ислам стоит все боле остро. Одной из причин можно считать всеобщую глобализацию, которая, с одной стороны стирает различия между народами и культурами, а с другой стороны приводит к духовному обнищанию представителей разных религий. За счет неполного и неверного представления о собственных религиозных убеждениях как христианское, так и исламское общества стали более предрасположены к участию в конфликтах.
XXI в. уже видел множество негативных последствия такой контрактации; религиозный терроризм стал одним из самых страшных проявлений не толерантного восприятия иного вероисповедания.

Книги по вопросу «Ислам в Крыму»

Также по этому вопросу можно почитать:
— С. Червонная «Ислам и христианство в Крыму: диалог или «clash of civilizations?»
-Э.С. Муратова. «Ислам в современном Крыму индикаторы и проблемы процесса возрождения», Симферополь, 2006г с. 143-146.
— Акпадшахов А. Ваххабиты — джихад против России [Электронный ресурс] Режим доступа к электронному ресурсу: //http://www.pravoslavie.ru /analit/global/vah.htm.
-Александров И.Ф. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России. Симферополь, 1914 с.8.

Христианство и ислам: границы толерантности

Действенные варианты решения вышеобозначенной проблемы предлагают не только политики и ученые, но и религиозные лидеры. В книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Принципы православно-исламского диалога» в одноименной главе указывается на близость христианства и ислама с позиции жития граждан.
Отмечается, что «у нас множество предрассудков и ошибочных мнений по отношению к исламу, т.к. мы не знаем этого вероучения и придумываем то, чего у мусульман никогда и не было». Это утверждение справедливо и в противоположенном направлении. В тоже время есть другая точка зрения, согласно которой противоречия между ними непримиримы (С. Хантингтон, Г. Фуллер, П. Берман и проч. ).
Толерантность можно считать одним из способов мирного и неконфликтного сосуществования различных религиозных цивилизаций на одной территории. Возникает вопрос о том, можно ли говорить о границах, и выявить их, пусть даже условно?

Ислам в Крыму

Ислам в Крыму

Работа над толерантностью и ее условными границами принадлежит людям, но не государству. Мне близко мнение Льянова М.М., который указывал, что толерантность – это не только политика или законодательный акт, но эмоциональная сторона личности. Она формируется как под влиянием социальных процессов, так и в результате личного опыта .
В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО отмечается, что «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира .
Границы религиозной толерантности обширны и мобильны, варьируясь от безразличного пренебрежения отличиями до стремления эти самые отличия поддержать и защитить. Можно прописать на законодательном уровне любой из терминов, однако прийти к однозначности о предмете темы эссе едва ли будет возможно.

Христианство и ислам в Крыму: конфликт сторон

Сейчас в мире получила закрепление примитивная ситуация когда и ислам и христианство говорят друг другу «не трогай меня, и я тебя не трону». Это и есть те условные границы толерантности. При этом на эмоциональном уровне люди напряжены: телевиденье и все возможные СМИ ищут и без труда находят сенсации, которые могут быть истолкованы как «нас опять обидели, неужели мы стерпим и не ответим?». Мало кто думает в русле того, что следовало бы больше беречь мир в своем семейном окружении, чаще молится, сохранять свою религиозную идентичность и передавать ее потомкам. Нет, ход мысли, среднестатистического православного человека/представителя ислама «а чем мне ответить на оскорбление?». В социальных сетях по этому поводу ходит шутка «Если над вашим богом часто смеются, попробуйте выбрать себе не такого смешного бога».

Радует, что в Крыму конфликт не получил такого обострения, как на материке.

Если бы границы толерантности христианства и ислама можно было определить, то можно было бы получить и обратный эффект, где люди зациклят внимание на различиях между религиозными конфессиями: вот христианство разрешает то и то, а в исламе такого нельзя, но можно другое. Коран и Библия – огромные информационные бездны, даже если пройтись по каждому пункту и сопоставить их… Даже если получить на это официальное толкование… Как применить эти границы в реальной жизни? Границы не могут способствовать осознанию общности населения земли.

Ислам в Крыму

Ислам в Крыму

Прогресс духовности и частичное искоренение проблем конфликта «христианство-ислам» возможны, на мой взгляд, тогда, когда каждый человек разбудит крепко спящее самоуважение. Самоуважение – есть то, что не даст человеку связать своего бога с негативом, ведь оскорбление – это сознательное решение человека принять слова и поступки другого. Гораздо продуктивнее начать с себя – расти духовно, и проявлять активную гражданскую позицию. И если вам указывают на границы, вы можете их расширить, вместо того, чтобы продолжить строительство глухой стены.

Статья подготовлена с использование эссе Александра Б.

Оставить комментарий